1С: Франчайзи — есть ли будущее?

Размещено 27 сентября 2010
в рубрике Бизнес | 3 комментария


Нашел весьма любопытную статью

Очень интересные мысли о судьбе 1С Франчайзинга и перспективах этого вида бизнеса.
Текст немного отредактирован, убрано упоминание конкретной компании и ее представителей.


«Jedem das Seine» (нем. «Каждому — свое»)
, как веско гласила надпись на воротах концлагеря Матхаузен…

Позволю себе небольшое лирическое отступление, чтобы была понятнее общая ситуация в отрасли франчайзинга .

Из школьного курса экономики известно, что для того, чтобы у фирмы норма прибыли была выше минимально необходимой для выживания, необходимо, чтобы эта фирма была либо монополией (Газпром, Microsoft и т.п.), либо олигополией (Coca-Cola, BMW, МТС и т.д.). К олигополии можно отнести и саму фирму .

Этот постулат особенно справедлив для монополистической, сырьевой экономики, которая сложилась в РФ.

Для сети франчайзи 1С, наоборот, ближе состояние «совершенной конкуренции». Фирма настойчиво стремится причесать всех франчайзи под одну гребенку и выстроить в ряд, как солдат на плацу, и заставлять делать отжимания — кто больше раз сделет.
Барьеры для входа на рынок франчайзинга минимальны — любой пролетарий может открыть свою конторку.

Существует куча вольных спецов, которые успешно окучивают малые предприятия, и давят на франчайзи 1С снизу своей ценой.

Крупные системные интеграторы начинают давить сверху своей компетенцией и возможностями. Они накопили жирок, окучивая нефтегазовые комании, и сейчас потихоньку выходят на верхний сегмент рынка комплексной автоматизации на 1С:Предприятии 8.

И самое главное. Все более менее успешные компании-клиенты сейчас активно развивают собственные ИТ-отделы и переманивают лучших специалистов к себе в штат. Учитывая гораздо более высокую прибыльность их основного бизнеса, условия труда они могут предложить несравнимые с франчем. В итоге текучка в фирме франчайзи может достигать сотен процентов в год!!! Дикость для других секторов экономики.

Мой вывод такой. Если бизнес-модель компании ниже плинтуса, о привлекательных условиях для работников говорить не приходится. Какими бы замечательными людьми не были руководители той или иной фирмы франчайзи.

Беда сети франчайзи 1С не в отдельных плохих фирмах-франчайзи, а в самих принципах бизнеса франчайзи 1С. Бизнес-модель франчайзи заточена на массовое оказание простейших стандартизированных услуг в условиях избытка дешевой рабочей силы.
Сам термин «франчайзинг» чаще всего употребляется в отношении сетей быстрого питания, химчисток и т.д. и т.п.   Эта бизнес-модель формировались еще в середине девяностых годов, когда даже семерка являлась отдаленной перспективой, а зарплата в 300 долларов казалась несбыточной мечтой. Основым видом деятельности франчайзи, тогда являлось отнюдь не «программирование», а продажа желтых коробок и установка типовых обновлений.
С тех пор утекло много воды. Нефть стала стоить 130 долларов за баррель, а квадратный метр жилья в Москве — 5500 долларов. На рынке образовался катастрофический дефицит квалифицированной рабочей силы. Фирма тем временем тоже не стояла месте. Возможности программных продуктов 1С:Предприятие и их сложность возросла экспоненциально,  и на сегодняшний день у нас есть 1С:Управление Производственным Предприятием и 1С:Консолидация.

А что же партнеры ? Они как являлись временным пристанищем для вчерашних студентов и неудачников, так и остались. Читать так называемые «Истории успеха» на сайте без слез невозможно.  Потому то и открыты у них вакансии 365 дней в году.
Руководство франчей не может понять простую вещь, что залог успеха современной IT-компании отнюдь не позиция в пресловутом рейтинге фирмы 1С, а в создании и удержании команды высококвалифицированных специалистов.
Или фирмафранчайзи 1С, все-таки, не IT-компания, а разновидность «Макдональдса«???
До сих пор фирма в своем рейтинге партнером учитывает чисто количественные, а не качественные показатели, что превращает его в профанацию. В результате, 90% опубликованных так называемых «внедренных решений» это установка типовой программы на ОДНОГО пользователя, а так называемые «отзывы клиента» клепаются путем вписывания шариковой ручкой названия фирмы, фамилии и подписи бухгалтера в типовой бланк. Не верите? Тогда зайдите на сайт v8.1c.ru в раздел «Внедренные решения«.

Не будет уважающий себя специалист, гонять за день в несколько мест по Москве, да еще со штрафами за неотзвон и опоздания, при наличии ТАКОГО количества вакансий программистов 1С у конечных клиентов, бизнес которых гораааздо прибыльнее бизнеса любого франча. Сложно, наверное, найти квалифицированного программиста 1С, который будет работать в дешевом офисе без фиксированного рабочего места, да еще с лимитированным всем чем можно?

Партнеры элементарно проигрывают конкуренцию за дефицитный ресурс (квалифицированных специалистов ) другим секторам экономики и поэтому их бизнес обречен. Так же, как ушли с рынка во время нефтянного кризиса 70-х классические американские автомобили, с двигателем 6 литров и потреблявшие 35 литров на 100 км.

Оговорюсь, что в своих рассуждениях я не учитываю случай мазохизма, и полагаю, что любой человек стремится достичь своих целей минимальными затратами физических, умственных и моральных усилий.

Выделим 3 категории сотрудников типичной фирмы-франчайзи. Я попытаюсь проанализировать каждую из них.

1) «Разносчики ИТС«. Им ничего не остается, как работать во франче, развозя диски ИТС и делая настройки на несколько часов выработки, так как их опыта и знаний не достаточно, чтобы податься в другое место.

2) «Трудяги-середнячки». Они не хватают звезд с небес, а берут усердием и прилежанием. Таким людям гораздо важнее иметь стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне, чем каждый день иметь «новую интересную задачу», сопряженную с рисками работы с новым заказчиком. Эти люди могут получить больше денег, занимаясь сопровождением нетиповых конфигураций у клиентов средней руки, затрачивая при этом ГОРАЗДО МЕНЬШЕ усилий. Когда человек работает каждый день с одной и той же конфой,
то, даже не имея семи пядей во лбу, через некоторое время он будет знать «все ее трещинки» и решать возникающие проблемы/задачи «одним движением брови».
Кроме того, среди этого типа людей частенько попадаются люди с неплохими управленческими способностями. У конечного клиента со временем они вполне могут сделать менеджерскую карьеру , например став начальником ИТ-отдела,
и тем самым слезть с иглы .

3)»Звезды«. Они хотят каждый день узнавать что-нибудь новое, достигать поставленных перед собой целей. Рано или поздно этим людям станет тесно в рамках 1С. Их уже ждут с распростертыми объятиями мировые лидеры IT-рынка: SAP СНГ,
IBM, Microsoft, Oracle. У них есть специальные программы переобучения новых сотрудников (например, программа SAP Talent Net http://sapboard.ru/forums…37254). В этих компаниях «звезды» могут сделать международную карьеру, получив статус, деньги и круг общения, немыслимые для 1Сника. Можно остановить свой выбор на крупных системных интеграторах, таких как КРОК, IBS, Микротест и др. Эти компании имеют практику , однако, не зациклены, как франчи, на одном вендоре, который «имеет» их во все щели.
Они представляют собой крупные финансово устойчивые структуры с сотнями миллионов долларов оборота и миллионами долларов уставного капитала (например, http://www.croc.ru/about/).

А какой уставной капитал у крупного франчайзи? Случаем не 10 тысяч рублей?

А может быть «звезду» привлечет независимость фрилансерства. Зачем ему отдавать дяде  60-70% денег, когда клиенту нужны лично его знания, опыт и профессионализм, а не «мониторинг удовлетворенности клиента в соответствии со стандартом ISO 9001:2000» со стороны девочек-«менеджеров» франча???

А что вы скажете, по поводу IT-подразделений крупных сырьевых компаний, нередко насчитывающих по нескольку тысяч человек в штате?

А, к примеру, индивидуальные конфигурации Межрегионгаза, Рольфа, или Инкома, по сравнению с которыми УПП отдыхает, и которые сопровождают десятки специалистов?
У них тоже приходится решать изо дня в день рутинные, стандартные задачи????

Что самое смешное, у этих грандов, с их волшебными компенсационными пакетами и перспективами, более либеральные условия труда!
Руководство франчей игнорирует тот факт, что все эти штрафы за опоздания, неотзвоны, неотмечания календаря и прочее, прямо запрещены трудовым законодательством, и могут повлечь ответственность руководства фирмы вплоть до уголовной. О тотальной неуплате налогов франчами я вообще молчу.

Фирма гордится тем, что 1С:Предприятие единственное в мире платформенное решение, которое используется для автоматизации малого бизнеса, в том числе для создания индивидуальных конфигураций с нуля. Решения других вендоров для малого бизнеса лишь «кастомизируемые», т.е. в них бизнес-логика жестко зашита в виде скомпилированных библиотек, и возможна лишь параметрическая настройка программы «простановкой галочек».
Выскажу крамольную мысль. В мире больше нет платформенных решений для малого бизнеса не потому что SAP, Microsoft и Sage глупее фирмы 1С, а потому что лидеры мирового IT-рынка давно поняли, что такие решения просто экономически НЕВЫГОДНО создавать. Малые предприятия элементарно не могут себе позволить потреблять услуги программиста, как не могут себе позволить услуги аудиторов Big4.
Это в России взрослые мужчины могут получать по 10-20 тысяч рублей, устанавливая типовые обновления и делая мелкие настройки, а их работодатели не платить налоги, штрафовать, сидеть в отвратительных офисах, экономя на всем чем можно. На Западе же, с их тотальным налоговым контролем, воинственными профсоюзами, и людьми, обладающими чувством собственного достоинства, любой франч обанкротился бы за месяц!!!!

Признайтесь себе, сколько бы типовой 1С франчайзи продержался на плаву, если бы уплачивала все налоги, полностью соблюдала трудовое законодательство, и снимала офис хотя бы B-класса?

На самом деле существует объективный критерий успешности бизнеса компании, работающей в сфере услуг. Это выработка на одного сотрудника.
Данные можно почерпнуть, к примеру, из ежегодного рейтинга российских IT-компаний, которые публикует журнал «Эксперт«.
Сумели там найти хоть одного франча? :)))) Обратите внимание, что выработка на сотрудника у многих компаний превышает миллион рублей в месяц.
Язнаю, что в нескольких других франчах из первой десятки этот показатель порядка 50 тысяч рублей в месяц. ОТСТАВАНИЕ В ДЕСЯТКИ РАЗ!!! Это же чудовищно неэффективное использование человеческих ресурсов!

Мне это напоминает ситуации с Советским Союзом. По данным западных экономистов, в последние десятилетия своего существования СССР создавал ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВВП, т.е. рыночная стоимость потребляемых ресурсов превышала рыночную стоимость выпускаемых товаров.

Я считаю, фирме необходимо свернуть проект ИТС, перейдя на обновление типовых программных продуктов через Интернет, как это принято во всем мире. Сколько трудовых ресурсов высвободится, которых так не хватает на фабриках и заводах :))) !!!!
Франчам нужно перейти на оказание любых услуг с минимальной расчетной единицей не 1 час, а 1 день, как принято у других вендоров. Если клиент не может заплатить за индивидуальную настройку несколько десятков тысяч рублей, значит эта настройка ему не нужна, и он отлично может обойтись Екселем!!

Это бы очень сильно оздоровило рынок франчаизинга 1С, автоматически смыв кучу мелких демпингующих контор и слабых специалистов, и запустило бы процесс консолидации рынка, рождая новые крупные финансово-устойчивые структуры. Одновременно это подняло бы престиж работы программиста . Это вызовет приток новых талантливых кадров. Ну, поймите Вы, что не могут вместе работать выпускник ВМиК МГУ, получающий 150 тысяч рублей, и выпускник ПТУ, получающий 20 тысяч рублей. Это абсолютно разные люди, с разными ценностями и мировозрением. Никакого устойчивого коллектива не может получиться. Поэтому-то такая текучка наблюдается во франчах.

Представляться я не хочу, потому что мне еще надо получить свою «черную» зарплату. Имею сертификаты 1С:Специалист по большинcтву компонент 1С 7.7 и 8. Работаю с известными корпоративными клиентами.

Взято отсюда.

Comments

3 комментария на “1С: Франчайзи — есть ли будущее?”

  1. voshod от 27 сентября 2010 01:41

    все верно написано. Вообще я думаю что все движется к тому, что мелкий бизнес будет «питаться» онлайн, выезд спеца к нему — это роскошь. Я сам перешел в SAP R3 с 1ски, еще три года назад видел бесперпективность.
    А 1С скорее всего будет двигаться в верхний сегмент, однако учитывая его корявость в сравнении с SAP такое движение будет даваться очень тяжело.
    А так 1С конечно грамотно захватил рынок и еще будет долго подпитываться на безработных студентах и горячности молодых предпринимателей.

  2. Grig от 27 сентября 2010 01:45

    Есть хорошие ресурсы с описанием про SAP R3?

  3. voshod от 27 сентября 2010 06:36

    смотря какого рода инфа необходима. Хороший форум — sapboard.ru

Написать комментарий